Sophia Loren
Две ночи с Клеопатрой Two nights with Cleopatra (1954)
Эль Сид El Cid, 1961
Софи Лоре́н, также София Ло́рен (Sophia Loren; настоящее имя — София Виллани Шиколоне, итал. Sofia Villani Scicolone; род. 20 сентября 1934) — итальянская актриса и певица. Обладательница почётных премий многих кинофестивалей — Каннского (1961), Венецианского (1958, 1998, 2002), Московского (1965, 1997), Берлинского (1994).
Обладательница Приза лучшей актрисе МКФ в Сан-Себастьяне (1974). Лауреат пяти премий «Золотой глобус» (в специальной номинации «любимица мировой публики»). Первый лауреат премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке (1962). Обладатель почётного «Оскара» (1991) с формулировкой «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу».
https://www.imdb.com/name/nm0000047/
https://www.kinopoisk.ru/name/94789/
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/euro/47445/bio/
София Лорен
Sophia Loren
Sofia Villani Scicolone
Итальянская актриса.
София Виллани Шиколоне появилась на свет 20 сентября 1934 года в Риме, в госпитале для неимущих.
Её мать, Ромильду Виллани, буквально преследовало невезение. Неудавшаяся провинциальная актриса, а теперь ещё и мать-одиночка. Отец девочки, тоже актёр передвижного театра, по следам которого Ромильда ринулась в Рим, так и не женился на ней, и помыкавшись в равнодушной столице с грудным ребенком на руках, Ромильда вернулась в родной поселок Пиццуоли.
Здесь, в ветхой лачуге на берегу моря, в ужасной тесноте и бедности провела София свои детские годы.
В юности её звали «Стеккетто», что означает «Жёрдочка» — за высокий рост и худобу. Первой её ступенькой к славе стала в четырнадцать лет победа на местном конкурсе красоты, после чего семья перебралась в Рим.
В 1950 участвует в конкурсе "Мисс Италия", где получает приз "Мисс Элегантность", созданный жюри специально для неё.
Во время участия в очередном конкурсе познакомилась с продюсером и своим будущим мужем Карло Понти, который был старше её на двадцать два года. Понти был в то время женат, а для католика получить развод было делом весьма непростым. Отчаявшись дождаться, когда Ватикан утвердит развод, Карло и София тайно поженились в Мексике. По прошествии времени долгожданный развод был получен, и 9 апреля 1966 года Понти вторично женился на Софии.
Первоначально Понти позиционировал свою избранницу в качестве секс-бомбы в таких малоизвестных картинах, как «Торговля белыми рабынями» (1953). Зачастую действие этих фильмов происходило в экзотической обстановке, давая актрисе возможность щеголять перед зрителями в замысловатых нарядах. С другой стороны, будущая суперзвезда не стеснялась наготы, так что в ряде картин её можно было увидеть топлесс. В начале 60-х годов Карло Понти выкупил все фильмы юной Лорен, где она была обнажённой, во избежание международного скандала.
К середине 50-х годов Лорен стала звездой и секс-символом Италии. Первоначально актриса снималась под псевдонимом Ладзаро, но в 1953 году по настоянию Понти сменила его на Лорен. Первым фильмом актрисы, вышедшим в прокат за пределами Италии, был «Аттила — бич божий» (1955) с Энтони Куинном.
Внимание серьёзных кинокритиков актриса впервые привлекла в фильме Витторио Де Сика «Золото Неаполя» (1954), в котором она попала в родную стихию, сыграв энергичную неаполитанскую лавочницу. Роли обычных женщин из народа, которых она хорошо знала в детстве и одной из которых могла бы стать, удавались ей лучше всего и вызывали наиболее благосклонные отзывы критиков.
Именно де Сика в полной мере открыл актёрское дарование Софи Лорен. Практически все наиболее значительные роли были сыграны ею в фильмах этого режиссёра — «Чочара» (1961, приз Каннского фестиваля), «Вчера сегодня завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, приз Московского фестиваля), «Подсолнухи» (1970). В трех последних картинах партнером Софи Лорен был Марчелло Мастроянни, с которым они составили один из самых знаменитых дуэтов в истории кино.
Вершиной актёрского мастерства было исполнение роли матери в «Чочаре» — неореалистическом фильме, снятом по роману Альберто Моравиа. Актёрская выразительность и органичность актрисы произвели такое впечатление на заокеанских кинокритиков, что за эту роль ей была присуждена премия «Оскар». Это первый случай, когда премия в данной номинации вручена за фильм, снятый не на английском языке.
С 1957 года актрисе регулярно поступали предложения сниматься в Голливуде. Она активно, хотя и не очень успешно работала на американской фабрике грёз, по контрактам с такими компаниями как MGM и Paramount Pictures. Одним из её первых голливудских фильмов был «Гордость и страсть» с Фрэнком Синатрой и Кэри Грантом (1957). О влюбленности Гранта в итальянскую актрису было много написано, но доподлинно известно мало. Также много домыслов возникало относительно предложений руки и сердца со стороны английского актёра Питера Селлерса. По мнению некоторых биографов, всё это были лишь рекламные трюки.
Для съёмок в вестерне «Чертовка в розовом трико» (1960) актриса впервые перекрасилась в блондинку. За провальную сагу «Падение Римской империи» она одной из первых в мире получила неслыханный дотоле гонорар в миллион долларов. В 1967 году ей довелось сыграть русскую проститутку в последнем фильме великого Чарли Чаплина — «Графине из Гонконга».
В течение пятнадцати лет (1957-1972) актрисе удалось поработать практически со всеми самыми популярными актёрами и секс-символами Голливуда: Энтони Перкинсом, Энтони Куинном, Кларком Гейблом, Питером Селлерсом, Чарлтоном Хестоном, Полом Ньюманом, Грегори Пеком, Марлоном Брандо, Питером О’Тулом и многими другими.
Во второй половине 1970-х Лорен все реже появлялась на экране, а с 1984 года её роли становятся и вовсе единичными. В 1979-80 годах она опубликовала автобиографическую книгу и выпустила основанный на ней телефильм. В 1982 году была приговорена к 18-дневному заключению за уклонение от налогов. В течение последующих лет написала ещё одну книгу воспоминаний и основала парфюмерную серию. В 1999 году вышла её книга «Рецепты и воспоминания».
В 1994 году она в последний раз снялась с Мастроянни в фильме Роберта Олтмена «Высокая мода», а в 1996 году сыграла с Джеком Леммоном и Уолтером Маттау в американской комедии «Старые ворчуны разбушевались». В 2002 году она снялась в фильме своего сына Эдуардо Понти — «Только между нами», исполнив одну из главных женских ролей.
призы и награды
Премия "Оскар":
1961 - Лучшая актриса ("Чочара")
1990 - Почетная премия за незабываемые и блестящие образы в богатой карьере
Премия "BAFTA" (1961):
Лучшая иностранная актриса ("Чочара")
Номинация на премию Гильдии киноактеров (2009):
Лучший актерский состав ("Девять")
Номинация на "Золотой глобус":
1960 - Лучшая актриса, комедия/мюзикл ("Это началось в Неаполе")
1964 - Лучшая актриса, комедия/мюзикл ("Брак по-итальянски")
1994 - Лучшая актриса второго плана ("Высокая мода")
Премия "Давид ди Донателло":
1961 - Лучшая актриса ("Чочара")
1964 - Лучшая актриса ("Вчера, сегодня, завтра")
1965 - Лучшая актриса ("Брак по-итальянски")
1970 - Лучшая актриса ("Подсолнухи")
1974 - Лучшая актриса ("Поездка")
1978 - Лучшая актриса ("Необычный день")
Премия "Серебряная лента":
1961 - Лучшая актриса ("Чочара")
1978 - Лучшая актриса ("Необычный день")
Почетный "Сезар" (1990)
Премия "Бэмби" (ФРГ): 9 премий
Венецианский кинофестиваль:
1958 - Кубок Вольпи за лучшую женскую роль ("Черная орхидея")
1998 - Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
Каннский кинофестиваль (1961):
Серебряная премия за лучшую женскую роль ("Чочара")
Сан-Себастьян (1974):
Приз за лучшую женскую роль ("Вояж")
Берлинский кинофестиваль (1994):
Почетный Золотой Медведь
Московский международный кинофестиваль:
1964 - Серебряный приз за лучшую женскую роль ("Брак по-итальянски")
1997 - Специальный Серебряный "Святой Георгий" за вклад в мировой кинематограф
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/euro/47445/bio/